Гипертония входит в тройку лидеров болезней, с которыми борется участковый терапевт. С высоты своего скромного опыта, я бы в универе врачам-лечебникам (такие сейчас после 6 лет выпускаются) увеличила количество часов по этой хвори, а в сами стандарты первичного обследования помимо обычных кровь/моча/ЭКГ/кардиолог/окулист добавила бы ещё и психотерапевта. Расскажу потихоньку 2 истории, когда мне пришлось немного побыть детективом, а потом убедить пациента сгонять в диспансер.
Марии было около 45, когда начало скакать давление. Сначала она стойко терпела головные боли, тошноту и головокружения и продолжала работать, а потом прямо на рабочем месте случилось носовое кровотечение и мастер отстранил ее от работы, пока проблема не решится. Так Мария и попала ко мне на прием.
При осмотре обычная женщина с лишним весом, румянцем на щеках и небольшими синяками под глазами - видимо сказывался недосып. Давление на приеме - 170/100 мм.рт.ст. Что ж, даём таблетку экстренной помощи, выписываем кучу анализов, первичную терапию, выдаём больничный и отпускаем с миром домой отлеживаться.
На повторном приеме давление ещё выше - уже почти 200. Анализы в норме, на ЭКГ лишнего нет. Окулист повреждение глазного дна не увидел, к кардиологу ещё не попала. Предлагаем в стационар - отказ, не на кого дом с хозяйством оставить. Больничный продлен ещё на неделю, первичная терапия откорректирована.
Третий прием - давление все такое же высокое. Тут уже и сама пациентка согласна на стационар. Даю направление в кардиологию, вечером проверяю - действительно легла.
После стационара пациентке с ее слов прям хорошо - голову больше ничего не давит, ощущение лёгкости в теле и синяки под глазами пропали. Больничный закрыт с пожеланиями удачи и регулярного приема таблеток.
Через неделю актив от скорой по ее адресу с поводом ГБ. Приезжаю. Мария лежит в постели, вся бледная, рядом на тумбочке куча блистеров от таблеток экстренной помощи. Измеряю давление - 160/100. Проверила блистеры от ее постоянных таблеток - начатые. Значит не врёт, таблетки старается пить регулярно. Видя ее плохое состояние, решаю выписать ей больничный и опять анализы, а также самостоятельно договориться с кардиологом о приеме - Мария не против. Пленку ЭКГ, оставшуюся от скорой я забрала в поликлинику для описания (спойлер: ничего специфического не оказалось).
Через 3 дня ее осмотрел наш кардиолог, ничего странного не увидел и рекомендовал сменить терапию и продлить больничный. Марии выписали комбинацию из 3х веществ и оставили дома ещё на неделю.
Очередной прием и снова без улучшения. Снова укладываем в стационар, и снова пациентка оттуда выходит с выраженным улучшением. Что странно: в стационаре ей дают таблетки гораздо слабее тех, что мы выписывали в поликлинике, да и дома ей почему-то становится хуже. Значит либо дома она их всё-таки не пьет, либо что-то дома влияет на нее.
Решаю узнать о Марии побольше и начала с ее сына. Я позвонила ему и пригласила его на приём. Он был в курсе маминых проблем и согласился пожить с ней неделю и последить за таблетками.
Через неделю Мария в сопровождении сына приехала на скорой в наш стационар - снова давление около 200. Со слов сына, пропуска приема таблеток нет.
Пока пациентка в стационаре, я решаю поговорить с соседями. Вдруг дома муж скандальный или сама женщина неблагополучна, отсюда и ухудшение.
Старший по улице характеризует Марию положительно: женщина скромная и работящая, соседям помогает, в жизни улицы участвует. Из дома проблем не слышно, участкового полицейского не вызывали туда ни разу. Тот же старший сказал, что муж пациентки умер примерно 1.5-2 месяца назад от инсульта дома и что она очень сильно горевала. Соседи же добавили деталей к этой истории: супругу Марии и 50 лет не было на момент смерти, умер он прям на диване в предбаннике дома, когда сама Мария была дома и хлопотала на кухне.
Через неделю пациентку выписали и она пришла ко мне закрыть больничный. Я решила расспросить ее о муже поподробнее. Так причина проблем с давлением и была определена: каждый раз, когда она проходила мимо дивана в предбаннике, она вспоминала как лежа на нем умер муж, и что она этого не заметила и ничем ему не помогла. Я предложила диван сжечь и лучше с чужой помощью, а ещё предложила всё-таки обратиться к психотерапевту - такое горе лучше пережить с помощью специалиста, тем более что страдает ещё и тело. Мария пообещала подумать.
Мы с ней увиделись в следующий раз примерно месяцев через 6-8, когда я шла на вызов в один из соседних домов. Я не сразу узнала свою пациентку: Мария похудела, стала выглядеть ярче и улыбалась. Как оказалось, она действительно обратилась к психотерапевту и это пошло ей на пользу. Сейчас она пьет всего одну таблетку от давления и антидепрессанты, и болезнь больше ее не беспокоит. Диван же был сожжён ее сыном на пустыре, а в доме начался ремонт.
До конца моей участковой работы Мария еще несколько раз обращалась по поводу повышенного давления, но там были уже другие поводы для таких цифр - то сын женился, то на работе завалы. Все было более-менее объяснимо и недели больничного ей стало вполне хватать, чтобы прийти в норму.
Неправдоподобно.
Много ходил по клиникам за свою жизнь, ни за что не поверю, чтобы кто-то так беспокоился за состояние пациентки, разговаривал с сыном, да ещё и с соседями; блистеры от таблеток рассматривали...
Станиславский.jpg
единственное, что похоже на правду, что померяли давление и что-то как-то назначили. И, скорее всего упущено, как перепутали врачей или пофутболили между кабинетами
Тут сложилось 2 фактора: 1) я только начинала работать и сердце ещё болело за пациентов, 2) нацеленность на результат. Если ты что-то делаешь, а оно не выходит, то ищешь ошибку. Здесь надо было понять, мой косяк или не мой. Относительно блистеров: есть пациенты, которые врут, что пьют таблетки, а на деле намеренно себе вредят, чтоб получить больняк. Старшие коллеги научили смотреть на блистеры и считать таблетки. Относительно похода к дому пациентки: отдельно прям ради нее не ходила. Был вызов рядом с ее домом, вот и спросила между делом соседей. Все просто
Присоединаюсь к комментатору ниже — побольше бы таких врачей
Надеюсь, вы не ушли из медицины)
Я ушла из участковой службы, но не из-за пациентов. Теперь я онколог. Щас закончатся участковые истории и начну онкологические рассказывать — они уже начали появляться
В каком вы городе, если не секрет?)
Секрет, а то меня найдут. Я щас единственный спец на всю больницу
Побольше бы таких врачей. Обычно им совсем пофиг на твои жалобы. Мало кто ищет корень проблемы