Во власти атома – что открывает нам самая странная картина Дали «Атомная Леда» — ПИПМАЙ: Лучшее со всей сети
09:00
Интересное из сети

Во власти атома – что открывает нам самая странная картина Дали «Атомная Леда»

Как думаете, что выйдет, если совместить мифологию и новейшие достижения науки? Вероятно, нечто совершенно неожиданное и Сальвадор Дали демонстрирует нам пример такого дикого симбиоза. Его картина «Атомная Леда» кажется одним из самых удивительных творений – как среди прочих работ Дали, так и вообще в мировой живописи. Леда, героиня древнегреческих преданий, на полотне Дали прекрасно сочетается с символами совершенно новой, другой эпохи. Вот только автор собирался показать вовсе не контрасты или продвижение технического и культурного прогресса. Идея Дали была куда глубже, причём она остаётся актуальной и в наши дни. Так что же зашифровал живописец на своей картине и о чём предупреждает нас «Атомная Леда»?

«Атомная Леда», это необыкновенное произведение Дали, после своего появления на свет немало удивило даже ценителей творчества мастера. Гладкие линии, томность и изысканность, некая математическая правильность позы – всё это было так несвойственно испанскому сюрреалисту. Интересно, что прежде живописец предпочитал писать лишь фрагменты тел, некие детали, не составляющие единого целого, но пребывающие в некой гармонии друг с другом. Здесь же всё-таки можно увидеть немало логичных и узнаваемых элементов, причём образ Леды кажется полностью завершённым и правильно выстроенным. Но что заставило художника отказаться от прежних принципов?

Сальвадор Дали, 1939 год / © Карл Ван Вехтен.

В 1940 году Сальвадор Дали отправился в Америку, его знакомые говорили, что за океан уехал сюрреалист а возвратился исследователь и философ. Вероятно, так оно и было. В те бурные, сложные и даже страшные годы живописец многое переосмыслил, поменялись его взгляды на жизнь и конечно, это отразилось в творчестве. Ни для кого не секрет, что прошлый век стал порой технического развития и научных достижений. Дали решил отразить всё это, теперь, после возвращения из Америки, он заявил, что объединит классицизм, религию и… квантовую физику. Да-да, он не скрывал, что последнее прямо-таки очаровывает его:

«Меня завораживает всё непонятное. В частности, книги по ядерной физике – умопомрачительный текст».

Сальвадор Дали «Атомная Леда», 1949 год. Местонахождение: Театр-музей Дали, Фигерас, Испания.

Но если в квантовой физике Дали не слишком разбирался, то геометрию можно по праву назвать его сильной стороной. Созданная им «Атомная Леда» отвечала не только принципам живописи, но и неким математическим основам, использованным Дали. Интересно, что фигура Леды размещена на картине так, что если поместить её в пентаграмму, она идеально впишется. Дали всегда придерживался правила золотого сечения, причём гордился своим умением сочетать художественное мастерство и геометрию. Есть предположение, что рождение «Атомной Леды» было своего рода реакцией художника на известие о бомбардировке Хиросимы и Нагасаки. Теперь мир видел, что человечество изобрело поистине страшное оружие, способное в одно мгновение уничтожить миллионы людей. Это осознание отражено и на картине, сам Сальвадор Дали писал:

«Эти взрывы потрясли меня до самых глубин моего естества. Отныне любимой моей темой сделался атом. Многие из пейзажей, написанных мной в тот период, отчетливо выражают глубочайшее чувство страха, который я испытал, узнав о взрывах».

Вдохновлённый информацией о структуре атома, частицы которого разделяет пустота, причём они никогда не соприкасаются, Дали решил создать нечто подобное и в живописи. Посмотрите на «Атомную Леду» – на картине предметы находятся в воздухе, они не наложены друг на друга (как на многих других полотнах мастера). Здесь даже море отделено от земли, что выглядит странно, но вполне логично, если следовать атомной теме.

Бомбардировки Хиросимы и Нагасаки потрясшие Дали.

Изображённая на полотне Леда, персонаж древнегреческих мифов, является возлюбленной Зевса, который обратился в лебедя, чтобы соблазнить свою избранницу. Можно заметить, что от фигуры Леды (писал её Дали, конечно, со своей музы и супруги Галы) и лебедя исходит свечение. Чем дальше от них, тем темнее становятся тона, они – символ жизни и света. При этом пространство вокруг Леды явно напоминает нам о хаосе и разрушениях, которые может вызвать атомный взрыв.

Со своей картины Сальвадор Дали словно бы обращается к каждому из нас, предупреждая: с открытиями и научными достижениями следует быть крайне осторожными, ведь среди них есть те, что способны погубить человечество и вообще всё живое на нашей планете. При этом Дали не пытается нас устрашать или рисовать жуткие образы последствий ядерного удара. Нет, однако в его случае образы столь красноречивы, что прочесть их можно без знания принципов художника.

Так, например в «Атомной Леде» мы видим трон, на котором восседает сама красавица, вот только он парит над землёй. Так мастер показывает разорванность атомной материи, здесь же присутствует разбитая яичная скорлупа. Она служит и олицетворением расщепления атомного ядра при взрыве, и символом уничтоженной жизни.

Конечно, Сальвадор Дали – один из самых необычных и уникальных художников в истории всей мировой живописи. Порой на его картинах можно увидеть сложные, трудночитаемые и фантастические образы. Но как раз в «Атомной Леде» он предельно открыт с каждым из нас. С помощью полотна Дали предостерегает людей от скоропостижных решений и роковых шагов. Атомные технологии прекрасны, как та самая Леда, они открывают новые возможности, но могут оказаться губительными для всего на земле и об этом никогда нельзя забывать.

Выставка "Атомная Леда" и другие образы Гала. Музей Фаберже.


Раскрыть
Lorenzo
28 дней назад

Спасибо за контент! Чуть позже почитаю. Очень интересная тема 

+3
2 Нырнуть
28 дней назад

Пожалуйста

+2

Новые комментарии