Привет, я Noado и я пишу авторские посты о мотоциклах. Сегодня по многочисленным (нет) просьбам опишу, во что я одет на мотоцикле. Бывалые байкеры не думаю что найдут что-то новое в этом тексте, а вот начинающим и не мотоциклистам наверно будет полезно посмотреть. Эта статья писалась как общеобразовательная и год назад так что цены могут уже немножко отличаться И это статья на два фронта — и для мотоциклистов и для тех, кто просто хочет посмотреть со стороны, как мы тут живём. Берите два чая и погнали!
Начнём снизу вверх. поскольку шлем вещь очевидная, а ботинки — нет. Мотоциклетные ботинки решают сразу несколько задач. Им надо переключать передачи и жать на тормоз, в них должно быть приемлемо ходить и они должны обеспечивать защиту. Почему защиту — понятно, на мотоцикле нет металлического корпуса, как на машине. А вот почему я написал «приемлемо ходить»? Может показаться, что задача ботинка — защитить низ ноги от перелома. Так-то оно так, да не совсем. У вас в стопе и пальцах очень много мелких косточек. Собрать их воедино в случае перелома — очень сложная задача. Поэтому хороший мотоциклетный ботинок будет практически монолитным в зоне стопы и ограниченным — в лодыжке. Ну и на этом всё, если вы и сломаете кость, то это будет кость в голене, а там чинить проще. Вот такая циничная логика. И, глядя на неё, начинаешь подозревать, что "мотокеды" это попытка выиграть в казино, защищаясь силой удачи.
Я ношу Sidi Adventure 2 (цена на момент написания статьи: 40000 р., куплены за примерно столько же), это уже вторая по счёту модель линейки и вторые адвенчуры в моей жизни. У первых я натурально сносил подошву и, хотя починить было можно, у меня также начала сдавать позиции мембрана, поэтому я поменял на новые. Почему именно они? Помимо жёсткой стопы, эти боты имеют усиление голеностопного сустава — шарнир, что не даст вывернуть стопу вбок. При разумных усилиях, конечно.
Это не тема этой статьи, но замечу, что экипировка выступает лишь последним эшелоном защиты. Первый — наблюдательность мотоциклиста, предугадывание опасных ситуаций чтобы не попасть в них вообще. Второй — навыки управления, что позволят затормозить или увернуться. Ну и последний — экипировка, да. В этих ботинках я побывал в ДТП и ноги у меня повреждений не получили вовсе. Много раз я попадал в них в дождь, где меня спасала мембрана, ездил по жаре, много ходил и не жалею ни копейки потраченных денег. Но, если вы захотите такие же, их нужно мерять. У Sidi узкая колодка и поздний подъём стопы.
Выше по моей тушке — мотоштаны. Мотоштаны отличаются от обычных штанов двумя особенностями: они имеют стойкие к истиранию материалы, иногда в несколько слоёв в ключевых местах. Ну и защитные вставки. Защитные вставки позволяют принять удар на себя и распределить его по большей площади. Это снизит повреждения. Ну а истирание пригодится от момента касания такого шершавого асфальта на скорости и до момента остановки. Человеческое тело не слишком-то предназначено для того чтобы скользить по поверхности с хотя бы 40 км/ч. Особенно поверхности, задача которой быть шершавой для сцепления колёс. Все мы получали ссадины, так называемую «асфальтовую болезнь», падая с пешеходных скоростей или с велосипеда. С возрастанием скорости всё становится сильно хуже.
Конкретно мои основные штаны — Revit Sand 3 (на момент написания статьи: 33500 р., куплены за 18 по скидке). Это — туринговые штаны. Экипировка бывает городская, туринговая, внедорожная, спортивная. Городская выглядит по цивильному, чтобы не пугать людей видом мотоциклиста паэуер-рейнджера. Само собой защита там тоже есть, на вид как джинсы а на деле с кевларом и вставками. Внедорожная лучше отработает удары но не очень в скольжении. Спортивный кожаный комбез — наоборот, не предполагает столкновения с машиной или бордюром, он для асфальта трека и гравийных ловушек. А вот туринг — для путешествий, дальних поездок.
У меня есть вставки на коленях и на бёдрах, материал стойкий к истиранию, открывающаяся вентиляция, а внутрь штанов я могу вставить дождевую подкладку с мембраной на дождь или прохладу и даже тёплую — на холод. Штаны состёгиваются с курткой молнией, в моих штанах таких молний две. Одна на тепло, чтобы ничего не задиралось. А вторая — вкруг, для холода. Претензий по штанам у меня почти нет. По жаре в них всё же не хватает вентиляции и в следующей модели они это не исправили (сравнение версий я проводил). Так что я присматриваю сейчас другие а на жару использую наколенники.
Leatt Dual Axis (7600 р., куплены за 5) в паре с Thor Force – наиболее известные модели. Это уже внедорожная экипировка и я отдаю себе отчёт в том, что, используя их с шортиками, я не имею защиты от истирания жёппы. Поэтому и смотрю в сторону сетчатых штанов. Увы, решения, что покрыло бы весну, лето и осень нет или я его не знаю.
Это — моя предыдущая куртка, проданная буквально неделю назад. Я откатал в ней где-то 3 сезона. Куртки тоже бывают кожаные/текстильные и городские/туринговые/спортовые. Особенности туристической куртки — она длинная, у неё карманы и она модульная. Я могу открыть или закрыть вентилляцию, как и со штанами, я могу пристегнуть подкладки. А вот белый цвет — это вопрос сложный. С одной стороны, мы ездили в Крым и я почти всю поездку провёл в ней. По пробкам она справляется до +25 при том что я ездил на туристе с ветрозащитой, по холоду — в +5 я ездил со свитером, в +2 в жилете с обогревом. С другой — светлые куртки маркие и стирать их приходится часто, можно заметить разницу в цвете плеч у новой куртки и у старой, "застиранной". И это не единственная проблема.
Куртка что заменяет 3 за раз и стоит соответственно. На сейчас я поменял Revit Sand 3 (43000 р., куплена за 40) на Revit Sand 4 (50000 р., куплена за 36), у 4ки появилась защита груди. Хоть она и раздельными пластинами, хоть её и надо докупать отдельно (4000 р.), она хотя бы есть. Напишите в комментариях, я правда не понимаю, почему производители игнорируют этот момент. Кстати, защиту спины тут тоже надо докупать (4000 р.), но в некоторых куртках она в комплекте (не перепутайте с лекалом для защиты). Revit Sand 3 пережила со мной жару, холод, городские поездки, загородные, Крым и ДТП. Да, я получил трещину в ребре в том ДТП и может показаться что «защита не справилась», но нет, по отметинам видно что без куртки было бы куда хуже. Поэтому я не думая обновился на следующую модель, заменив потрёпанную но исправную старую.
Вторая куртка от той же фирмы — Revit Eclipse (18000 р., куплена за 14), полностью сетчатая, на жару. Для непосвященных читателей скажу, что защитная экипировка сертифицируется, а элементы защиты могут быть 1го или 2го уровня, 2й получше. Так вот в Eclipse – первый, но комплект вставок из Sand встаёт сюда полностью, что позволяет использовать Эклипс как вечернюю гражданскую куртку и не тащить в поездку второй комплект вставок. И экономия на защите спины, да, она та же. Полезно, если у вас мотоцикл и нет пары сотен литров багажника. Поскольку мы сейчас обсуждаем экипировку, я лишь кратко упомяну, что не только она занимается терморегуляцией и термофутболка сильно поможет и утеплить и охладить, смотря от задачи.
Следующий элемент — перчатки. Перчатки бывают длинные, средние, короткие. Полностью кожаные или с другими материалами. Перчатки должны иметь защиту от истирания, защиту костяшек, гражданские из рок-магазина или строительные краги — не годятся. Бывают перчатки вентилируемые, без вентиляции, тёплые, дождевые.. в общем, разные. Важно чтобы они хорошо сидели на руке, обтягивали её.. как перчатка, точно)) Консультант в магазине поможет с подбором.
Сейчас я взял перчатки Dainese (26000 р.), но пока о них сказать нечего, так что расскажу о Five RFX (10-15 тыс. р. смотря от модели). Файв — интересная компания. В отличие от Ревита или Дайнеза, они занимаются исключительно перчатками. Перчатки мотоциклиста это защитный элемент и расходник, увы. RFX достаточно неплохая серия. 3, 2 и 1 это конкретные модели (не поколения) от более гражданского к более спортивному использованию. Растут защитные построения, но не выносливость на длительный период. Увы, не тот случай когда дороже равно лучше, не всегда. У меня были элитные перчатки AlpineStars с буквами гоночной серии GP в названии, продержались 1 сезон. Я их разбирал на части, там интересно. Конечно, это не повод экономить на перчатках. Я обращаю внимание на пластик на ладони. Да, он немного мешает, но человек при приземлении инстинктивно пытается выставить руки, на мой взгляд это важно. Не у всех перчаток этот элемент вообще есть. Перчаток Five у меня было уже несколько, живут они 1-2 сезона или 15-25 тысяч километров. Многое зависит от каких-то индивидуальных особенностей водителя. В ДТП я попал в дождевых Alpinestars, ушиб сустав на большом пальце и всё.
Ну и, наконец, шлем. Шлема бывают настолько разные что даже продавцы-консультанты вам скажут разные названия. Интеграл — закрытый шлем, наиболее защищенный. Флип-ап — челюсть вверх, немного меньше защиты, но удобно попить или сказать что-то на заправке, не снимая шлем. Флип-бек — челюсть назад, можно превратить шлем в ¾ и лишиться защиты подбородка, разменяв её на комфорт в жару. Кроссовый — с длинной челюстью для облегчения дыхания и защиты, вместо визора (прозрачное «стекло») – очки. Думалспорт — как смесь кроссового и интеграла.. ладно, что-то я вас нагрузил. Там бывают и ещё виды у которых не защищена часть лица, но я что-то и говорить о них не хочу.
Шлема сертифицируются по старому европейскому ECE-22.05, новому 22.06, не слишком полезному DOT и фирма Sharp их ещё тестирует самостоятельно. Шлем без сертификации (да и с DOT тоже ИМХО) рассматривать нельзя вообще. В остальном вы отталкиваетесь от результатов тестов, бюджета, дизайна и желания иметь всякие фичи типа солнечных очков. Более дорогие шлема не всегда принципиально лучше в защите, но могут выигрывать в весе или удобстве, что косвенно влияет и на безопасность. Выбирая шлем весной, я бы смотрел шлема 22.06, стандарт стал сильно строже а шлема начинают появляться в продаже.
Сейчас у меня Shoei Neotec 2 (86000 р., куплен за 50). Шоей имеет репутацию хорошей, но очень дорогой фирмы. И хорошо, что существуют распродажи, потому что конкретно эту модель я осенью видел со скидкой в 50%, что, согласитесь, существенно. Откатав сезон могу сказать что шоей поудобней чем HJC но не на ту разницу в цене, что между ними есть. До SHOEI Neotec 2 у меня был HJC RPHA 90 (32000 р.), в котором я откатал около 3 лет и поучаствовал в ДТП.
На картинке он. Шлем считается одноразовым защитным элементом. При его-то цене. Конкретно к RPHA или, как говорят в народе, Арфе, у меня претензий нет. Шлем защитил мне голову, в нём было комфортно ездить хотя он и не блистал нижней вентиляцией. Со временем грязь забилась в механизм закрытия челюсти и надо было хлопать как на жигулях чтобы закрыть. Разобрал, почистил, смазал, ездил дальше. Год назад с HJC были не очень дела по расходникам. Умным решением будет к шлему сразу купить пару запасных визоров.
В итоге чтобы сегодня и сейчас одеться как я, не выбирая магазинов, придётся всрать какие-то космические суммы! Желающие посчитают. И да, это где-то треть цены моего мотоцикла. Но разница в том что эта экипировка — годами накопленный результат «хочу сделать хорошо». Само собой, есть масса решений, позволяющих сделать это дешевле. Скидки, например. Или вот куртка — у жены вполне себе приличная куртка Seca, купленная тем летом за 20 тысяч. Умеет — то же самое, вот только чтобы оценить лучше она или хуже чем Revit – надо её купить и сравнить, а мотоблогеров у нас как-то не сказать что много, а те что есть - хвалят то что дали бесплатно на тесты. И мы доверяемся брендам, считая, что хорошее имя и множественные отзывы помогут сделать картину объективней. Впрочем, в бюджетном шлеме от HJC я ездил, это был IS16 и он был неплохим шлемом за свои деньги. Но это не значит что надо купить шлем на алиэкспресс, озоне или вайлдберрис, думая что вы обманули систему. И уж точно не стоит покупать мотоцикл «на все деньги», а экипировку — как-нибудь потом.
Весь этот текст преследовал несколько целей: Рассказать не-мотоциклистам, как оно тут у нас живётся, дать отзыв на конкретные предметы экипировки и перед сезоном показать наглядно, насколько много в общей цене «мотоциклизма» занимает экипировка.
Экипировка важна, даже если вы считаете себя идеальным водителем. Во первых это не так, все ошибаются. А во вторых — есть ещё другие водители на дороге, все остальные. И они тоже ошибаются. Они могут вас не видеть даже если вы едете предсказуемо, но пока они жертвуют своим железом, вы — жертвуете своей экипировкой, ну или телом. Так что защищайте те части тушки что вам нужны.
Спасибо за внимание, всё.
Дорого конечно, но удовольствия всегда стоили недёшево.
Тут всё относительно. Нет мотоблогеров по крайней мере в рунете которые бы тестили всё на себе. В итоге есть например куртка Dainese за 60 или 80 тысяч, куртка Revit за 40, куртка Seca за 25, куртка Rebelhorn за 18 и куртка BOSA за 7. И все они имеют сертифицированные вставки защитные и две подкладки. Вопрос: одинаковые ли они?) С точки зрения защитных вставок — да (кроме BOSA, там 1й уровень а не 2й). А вот мембраны точно разные, например. И никак не определишь насколько вещь хороша пока не купишь и не поносишь. Я так первой купил куртку BOSA и обплевался. Мембрана не защищала от дождя, вентиляция была спроектирована бездарно. А формально — тоже туринг, да.
На какой температурный режим расчитан Ваш эквип? Я так понимаю, что некоторые еще и зимой катают и там нужно брать что-то потеплее :)
Сильно зависит как ехать. В смысле той же зимой по трассе на колясыче и на том же колясыче на оффроаде это прям разные температурные режимы.
Самая высокая температура что я заставал на приборке была +39 в Москве, это были шорты, наколенники и куртка-сетка с летним термобельём. В +25 штаны нормально, лучше сетку, для основной куртки это почти верхняя граница. Ниже +18 к оснновной куртке можно уже пододеть ветрозащитную подкладку. Ниже +12 уже тёплую подкладку. Ниже +8 лучше уже добавить свитер/флиску/греющий жилет. Самая низкая температура что я встречал на приборке была +1.5 градуса. В минус не езжу.
Ну и да, поездка по городу и по трассе это прям разные вещи. Потому что по городу чаще останавливаешься и не обдувает плюс даже если прохладно оделся, за максимум час в дороге замёрзнуть не успеваешь. А вот на трассе при той же температуре воздуха пару часов ехать 100+ будет сильно холоднее. Ну и наоборот, в +30 по трассе я могу ехать в основной куртке, а в +30 в городе с пробками — сварюсь.