История и путешествия одной из самых известных произведений Рембрандта "Ночной дозор" — ПИПМАЙ: Лучшее со всей сети

История и путешествия одной из самых известных произведений Рембрандта "Ночной дозор"

Ночной дозор — название, под которым известна знаменитая картина Рембрандта "Выступление стрелковой роты капитана Франса Баннинга Кока и лейтенанта Виллема ван Рёйтенбюрга". Картина написана в 1642 году. Это одна из самых известных и самая большая (379,5 × 453,5 см) картина золотого века голландской живописи. Экспонируется в отдельном зале Рейксмюсеума в Амстердаме.

Картина была заказана в 1639 году капитаном Франсом Баннингом Коком и семнадцатью его кловенирами, членами отряда Стрелкового общества гражданского ополчения Нидерландов. Восемнадцать имён заказчиков начертаны на щите, добавленном в 1715 году в правой части картины. Всего изображено 34 персонажа. Рембрандту заплатили за картину 1600 гульденов, что по тем временам было большой суммой. Это была одна из семи картин, заказанных разным художникам ротами стрелков, пожелавшими украсить своими групповыми портретами недавно построенное здание Зала встреч стрелков-ополченцев в Амстердаме.

«Ночной дозор». Скульптурная композиция А. Таратынова и М. Дронова на площади Рембрандта в Амстердаме. 2005 года.

Историки предполагают, что поводом для заказа Рембрандту и другим художникам групповых портретов стал визит в Амстердам в 1638 году французской королевы Марии Медичи. Несмотря на то что королева вынуждена была бежать из Франции, её прибытие было встречено с большим энтузиазмом.

Картину Рембрандта вначале поместили в Большом зале или Доме встреч стрелков-ополченцев в Амстердаме. В 1715 году картину перенесли в здание городской Ратуши, из-за чего она была обрезана с трёх сторон. Предположительно, это было сделано для того, чтобы картина поместилась между двумя колоннами. Обрезка картин была обычной практикой того времени. Это изменение привело к потере двух персонажей с левой стороны, верхней части арки, балюстрады и края ступеньки. Сохранилась копия картины XVII века живописца Геррита Люнденса (хранится в Лондонской Национальной галерее), по которой можно судить об утраченной части картины.

Когда Наполеон Бонапарт в 1806 году оккупировал Нидерланды, магистраты переместили картину в Триппенхёйс (здание семьи оружейников в Амстердаме). Наполеон приказал вернуть картину, но после того, как в 1813 году оккупация закончилась, произведение Рембрандта снова поместили в Триппенхёйс, где разместилась Голландская академия наук. Картина оставалась там до тех пор, пока не переехала в новый Рейксмюсеум, после того как его строительство было закончено в 1885 году.

В сентябре 1939 года с началом Второй мировой войны картину вынули из рамы, свернули в рулон и вывезли, но она попала в руки нацистов. Некоторое время находилась в свёрнутом виде в специальном хранилище, устроенном в пещерах горы Св. Петра в Маастрихте. После окончания войны полотно было отреставрировано и возвращено в Рейксмюсеум.

Когда в апреле 2013 года был завершён ремонт помещений музея, картина после пребывания в разных помещениях была помещена в специальный Зал Ночного дозора. На протяжении большей части своего существования картина была покрыта тёмным лаком, что создавало неверное впечатление, будто на ней изображена ночная сцена, что и привело к названию, под которым она теперь широко известна. В июле 2019 года началась долгая и кропотливая реставрация. Она проходила публично, в специально построенном стеклянном футляре, размещённом в музее, и транслировалась в прямом эфире.

В 2021 году картину в течение трёх месяцев демонстрировали посетителям с воссозданными фрагментами: как она выглядела до обрезки, с использованием свёрточных нейронных сетей, алгоритма искусственного интеллекта, основанного на копии Люнденса.

Интересная деталь, продемонстрировавшая открытость Рембрандта к экспериментам. В картине Ночной дозор во время очередного научного исследования обнаружили свинцовый слой – это дало ответ на то, откуда на поверхности произведения периодически появлялись кристаллы свинца. Исследователи впервые применили вместе рентгеновские лучи, спектроскопию образца краски и цифровую 3D-реконструкцию. Говорят, это первая картина Рембрандта, в которой обнаружили свинцовый слой.

Рембрандт и его современники-художники обычно начинали работу над картиной с того, что покрывали холст слоем клея для придания жесткости, а затем наносили базовый слой пигмента для грунтовки холста. Но на картине Ночной дозор клеевого слоя не было. Возможно, вместо него Рембрандт использовал свинцовый слой, который дополнительно защищал холст от разрушения. По словам ведущего автора исследования Фредерика Броерса, научного сотрудника отдела микроскопии Рейксмюсеума в Амстердаме, где выставлен Ночной дозор, идея укрепить холст свинцом могла прийти Рембрандту из публикации о химии живописи, написанной примерно в то время врачом из Женевы Теодором де Майерном, или из разговоров с коллегами, которые обсуждали данный метод.


Раскрыть
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы добавлять комментарии

Новые комментарии