Немного об Удмуртской мифологии, её божествах и духах — ПИПМАЙ: Лучшее со всей сети

Немного об Удмуртской мифологии, её божествах и духах

Удмуртская мифология - совокупность мифологических воззрений удмуртов. Часть общей финно-угорской мифологии.

Базовой основой развития удмуртской мифологии является финно-угорская мифология. По мере распада финно-угорской и прапермской языковых общностей начала формироваться собственно удмуртская мифология. В ходе своего формирования она испытала значительное влияние духовной культуры сначала ираноязычных степных народов (скифов, сарматов, аланов), затем тюркских кочевых народов и особенно волжских булгар и наконец, начиная с середины 2 тыс. года н. э. духовная культура удмуртов начинает испытывать огромное влияние со стороны Русского государства и русских, ещё более усилившееся во время христианизации удмуртов в XVII-XIX веках. Описывая влияние ислама и христианства на удмуртскую мифологию, некоторые исследователи говорят о религиозном синкретизме.

Таким образом, в удмуртской мифологии можно выделить несколько пластов: Финно-угорский (небесное божество, миф о нырянии за землёй). Иранский (культ быка, коня). Тюркский мусульманский (антагонизм положительного и отрицательного божеств). Русский народно-христианский.

Древнейшим божеством удмуртов, сохранившимся ещё со времён финно-угорского единства, является Инмар, бог неба. Помимо Инмара существовало несколько других верховных божеств — Кылдысин, Куазь, Инву, причём зачастую непонятно, идёт ли речь об эпитетах одного бога (Инмара) или об отдельных божествах. В частности, обычно языческие молитвы удмуртов начинались словами «Остэ Инмаре, Кылдысине, Куазе…». Инву — небесная влага — это олицетворение дождя, который был чрезвычайно важен для земледельца. Верховному божеству Инмару, противостоит божество-антагонист, которое под влиянием ислама стало отождествляться с Шайтаном.

Поиск главного божества удмуртов вряд ли может завершиться успехом — его просто не существовало. Например, этнограф Г. Е. Верещагин сначала считал таковым Воршуда, а позже — Нюлэсмурта. Д. Н. Островский считал, что тремя главными божествами удмуртов были Инмар, Кереметь и Шайтан, а Н. Г. Первухин настаивал, что таковыми были Инмар, Кылдысин и Куазь. П. Н. Луппов говорил о триаде Инмар, Кылдысин и Кереметь (Луд). Лишь под влиянием ислама и христианства на первый план выходит Инмар, который практически сливается с христианским Богом.

По мнению Н. Г. Первухина, верховная триада божеств удмуртов (Инмар, Кылдысин и Куазь) соответствует тройственному делению мира (небо, воздушное пространство и земля), и некоторые современные исследователи поддерживают данную точку зрения. Современный исследователь В. С. Чураков не разделяет мнения Первухина и считает, что Инмар, Кылдысин и Куазь — это разные имена, или эпитеты, одного верховного божества удмуртов. Существование божественной триады удмуртского пантеона сомнительно, учитывая тот факт, что удмуртская мифология никогда не представляла собой стройную и единую систему воззрений. Значительное место в верованиях удмуртов занимал воршуд — первопредок-покровитель рода.

Инвар — верховное божество в удмуртской мифологии (или его эпитет), бог-творец. После христианизации название Бога-Отца. Инмар - демиург, создатель всего хорошего, он противостоит Керемету (Луду, Шайтану). Родственен финскому Ильмаринену, марийскому Йыну и коми Ену, Инмару молятся о хорошей погоде и урожае. Наряду с Инмаром верховными божествами в традиционных верованиях удмуртов являются также Кылдысин, Куазь, Инву.

Во время сотворения мира Керемет (Луд, Шайтан, Вукузё), по велению Инмара, нырнул в Мировой Океан и достал со дна землю, принеся её во рту. Часть земли Керемет утаил, но когда земля по велению Инмара начала разрастаться, он был вынужден её выплюнуть — так на ровной земле появились горы. Сначала Инмар создал великанов (алангасаров), и лишь потом появились люди, а великаны исчезли. По мере распространения христианства образ Инмара сливается с образом Бога-Отца, соответственно и мифология испытывает сильнейшее христианское влияние.

В удмуртской мифологии весьма многочисленны низшие духи, считалось что как ты будешь относится к ним, так и они будут относится к тебе.

Вумурт - водяной дух с длинными волосами, живет в озерах, речках, прудах. У него есть жена, необыкновенно красивая, сыновья и дочери. Вумурт очень богат и награждает богатством тех людей, кого он полюбит, если же не возлюбит - топит в болоте скотину и нагоняет разные болезни.

Гидмурт - дух конюшни и хлева. Помощник домового (Коркамурта) покровитель конюшен и хлевов. Если он любит лошадь, то будет расчёсывать и заплетать ей гриву и даже перекладывать сено и овёс от соседних лошадей. Если же Гидмурт не возлюбил какую-то лошадь, то он может скакать на ней целыми ночами и изнурять тяжёлыми грузами.

Нюлэсмурт - дух леса. Живет в лесу имеет собственное хозяйство и семью. По одежде и образу жизни он похож на людей, у него длинная борода и волосы. Способен изменять свой облик: в лесу он вровень с деревьями, на лугу - с травой, среди людей - чуть выше человека.

Толмурт - дух ветра, он похищал девушек.

Коркамурт - домовой, живёт за печью или в подполье. Он заведует работами,  происходящими в избе и всем, что в ней хранится. Где его уважают и угощают, он оберегает членов семьи, если же домового обижают или не уважают (шумят, свистят в доме или бросают кусочки хлеба на пол), щекочет по ночам, путает волосы на голове и в бороде.

Лудмурт - дух луга и поля. Это маленький человек отвечающий за луга и поля, он охранял животных и следил за посевами. Иногда Лудмурта называли Мушвозьмась (охраняющий пчёл).

Палэсмурт - половинный человек: однорукое, одноногое, одноглазое злое существо, живущее в лесу. Популярный персонаж сказок, Палэмустры имеют огромный рост, они несколько глуповаты, очень смешливы, любят смешить других. Могут защекотать до смерти, любят кататься на лошадях пасущихся ночью на лугу. Любят пугать одиноких путников, особенно в лесу.

По мере развития социально-экономических отношений, вторая часть имён низших духов мурт «человек» зачастую заменялась на кузё «хозяин». Весьма многочисленны были и враждебные человеку существа, приносящие вред, несчастья и болезни. В древности, по преданиям удмуртов, на земле жили великаны — Алангасары и Зэрпалы. Дремучий лес был для них как крапива. Где ступала нога великана - появлялся лог, где он вытряхивал песок из лаптей - образовывались холмы.


Раскрыть
Elgatorebelde
1 месяц назад
Комментарий удалён
NikakoyHuini
1 месяц назад

Вот такой контент мне нравится

+3
2 Нырнуть
1 месяц назад

Спасибо, старался. Хотел поделится именно о ней, так как стает всё меньше информации и их истоки и культура понемногу начинают забываться к сожалению(

+2
3 Нырнуть
NikakoyHuini
1 месяц назад

Будем подождать следующего поста)

+2
hemul1983
1 месяц назад

Можешь конечно меня на хуй послать, но в глаза бросается.

стает всё меньше информации 

Становится. 

-2
4 Нырнуть
gEmOkPaT
1 месяц назад

Тащем то есть такое слово, просто устаревшее. В разговорном канает. 

+1
hemul1983
1 месяц назад

начиная с середины 2 тыс. года н. э.

Тут видимо имеется ввиду 2-е тысячелетие? Или середина 2000 года? Сокращать нужно понятно для всех. Или вовсе не сокращать.

А пост хорош.

+2
2 Нырнуть
1 месяц назад

Да, тысячелетие, там года лишнее, сори. Спасибо

+2

Новые комментарии

Аксиома №1

ALF✨
59 минут назад